Нории бывают “самонесущие” и “ не самонесущие”. Стандартные нории для установки и обслуживания нуждаются в рабочей башне, которая является несущей конструкцией и имеет лестницу для удобства обслуживания. “Самостоящие” или “самонесущие” нории могут быть установлены без рабочей башни. Во время монтажа “самонесущие” нории дополнительно фиксируются к зернохранилищам либо другим капитальным зданиям. Такие нории имеют определенную конструкцию и дополнительно комплектуются площадками и лестницами для удобства эксплуатации и обслуживания.
Тяговым элементом нории даного типа является резинотканевая многопрокладочная лента, соединенная в кольцо, которая движется вертикально в герметичном коробе, огибая верхний (приводной) и нижний (натяжной) барабаны. Рабочими элементами нории являются ковши, которые прикреплены к ленте болтовыми соединениями. Благодаря герметичности короба, минимизируются выбросы пыли в окружающую среду – это дает возможность использовать такие транспортеры как в помещениях так и снаружи.
Принцип действия нории состоит в следующем: зерно через насыпной лоток попадает в “башмак” нории, где происходит наполнение (загрузка) ковшей черпанием (зачерпыванием). Двигаясь по кругу, лента поднимает ковши с зерном к приводной станции (“головка”) для дальнейшей разгрузки. Разгрузка происходит под действием центробежной силы, которая возникает во время прохождения ковшей через барабан, где зерно с ковшей попадает непосредственно в разгрузочный патрубок нории.
Общее устройство нории включает в себя:
- секцию приводную (“головка”);
- секцию натяжную (“башмак”);
- секцию промежуточную (“труба норийная”);
- мотор-редуктор;
- ленту с ковшами;
- датчик подпора.
Для улучшения эксплуатационных характеристик та уменьшения затрат на обслуживание все узлы и механизмы транспортеров укомплектованы выносными подшипниковыми узлами (приводная и натяжная станции). Для удобства обслуживания все секции нории выполнены полностью разборными.
Нории комплектуются импортными моторами-редукторами, которые могут быть установлены справа либо слева относительно корпуса приводной станции. Тип и размер моторов-редукторов зависят от высоты и производительности.
По желанию заказчика нория может быть доукомплектована следующими опциями:
- горячее цинкование;
- футеровка “головки” и приемного лотка “башмака”;
- футеровка приводного барабана;
- дополнительными датчиками (схода ленты, контроля скорости, температуры подшипников);
- электродвигатель с электромагнитными тормозами;
- полимерные ковши;
- увеличение толщины металла короба.

Характеристика нории ленточной ковшовой
Название | НЦ-5 | НЦ-10 | НЦ-25 | НЦ-50 | НЦ-100 | НЦ-175 | |
Максимальная производительность при Y=0,75 т/м3 | т/час. | 8,5 | 17,5 | 32,5 | 51,5 | 120 | 200 |
Максимальная высота нории | м | 30 | 30 | 40 | 50 | 70 | 68 |
Объем ковша металлического | л | 0,40 | 0,75 | 0,90 | 1,05 | 2,10 | 5,25 |
Объем ковша полимерного | л | 0,15 | 0,75 | 1,00 | 1,05 | 2,45 | 4,25 |
Ширина ленты | мм | 125 | 150 | 175 | 200 | 300 | 400 |
Количество ковшей на метр ленты | шт. | 8,5 | 6,5 | 8,0 | 8,0 | 7,0 | 5,0 |
Скорость движения ленты | м/с | 1,0-1,2 | 1,4-1,6 | 1,8-2,0 | 2,3-2,5 | 2,5-2,9 | 2,5-2,9 |